Содержание
Сразу надо сказать, что в нашей стране привыкли к традиционной системе обучения, при которой учебный год делится на два семестра по две четверти в каждом. Все четверти отделяются друг от друга каникулами. Все каникулы разные по продолжительности. Между тем, Министерство образования и науки не запрещает школам обучать и по модульной системе.
Модульное обучение заключается в особом организационном способе учебно-воспитательного процесса. Он основан на новой, инновационной блочно-модульной системе. Эта система получения образования в корне отличается от системы советского обучения. Модульный режим – это современное обучение, которое незнакомо старшему поколению. Тем не менее в его эффективности сомневаться не приходится.
Структурированной частью образовательного процесса является модуль. В его рамках происходит изучение ряда важнейших дисциплин, иных курсов или научных разделов. Многие воспринимают понятие «модуль» как синоним программы обучения определенной дисциплины, определенного периода дисциплин в учебном плане или программы курса.
В двух словах, модульная система обучения заключается в самостоятельном изучении учеником определенных дисциплин. При этом педагог не устраняется от учебного процесса, а осуществляет руководство обучения ученика, организовывает процесс учебы в нужном направлении, создает определенные мотивационные моменты, осуществляет координацию и контроль ученической работы.
Модульная организация процесса образования осуществляется в соответствии с учебными планами. Они утверждаются Министерством образования и науки РФ. Образовательная программа включает в себя не один, а несколько модулей. Их объем исполнения выражается в кредитах. В течение одного академического года может быть освоено не более шестидесяти кредитов. Один кредит состоит из 36 академических часов.
Сам модуль состоит из учебных элементов, составы которых различны. На это влияют дидактические цели.
Состав учебного элемента модуля:
Словарь терминов.После освоения каждого модуля происходит аттестация. Она заключается в экзамене, письменной работе, защите письменной работы.
Цель всей модульной программы заключается в такой организации и реализации процесса обучения, при которой он ориентирован на индивидуализм, повышение качества и эффективности подготовки учеников. Главной задачей ученика является самостоятельное усвоение программы и достижение установленной цели в процессе работы с модулем. Структура учебных модулей должна быть выстроена таким образом, чтобы ученик понял все педагогические цели. Оценка успеваемости учеников осуществляется с помощью рейтинговой системы оценки знаний.
Модульный контроль имеет несколько форм:
Результаты обучения выражаются в количестве набранных баллов, в соответствии с шкалой ECTS – Европейской кредитно-трансфертной системы:
Достоинства обучения по модульной системе:
Недостатки обучения по модульной системе:
Даже при наличии недостатков, модульная система обучения считается инновационной. Она повышает эффективность процесса обучения, при этом он становится более динамичным и заточен под индивидуальность.
При модульной системе обучения организационный график учебного времени предполагает немного иную структуру. Она состоит из трех учебных блоков или триместров. Каждый триместр состоит из двух учебных периодов, между которыми располагаются небольшие по времени каникулы. Обычно их продолжительность составляет около недели.
В каждом субъекте Российской Федерации время и сроки каникул, традиционных и модульных, устанавливаются департаментом образования в соответствии с федеральным законом и приказом Министерства образования и науки.
Так, в образовательных учреждениях города Москвы, работающих по модульной системе обучения, каникулы для учащихся в 2019-2020 учебном году, будут проводиться в следующие периоды: